Остров - удовольствие не очень дорогое, но приятное. Даже если не провозглашать там государство, можно все равно с удовольствием проводить на нем время: тишина, покой, уединение. Ни чужих глаз, ни полиции, ни налоговой инспекции. Можно жить самому, можно настроить бунгало и отелей - и получать выгоду. Можно обустроить необитаемый остров и перепродать по тройной цене. А можно просто вложить деньги и сдавать в аренду туристам, тем более что цены на острова могут расти на 15 - 20 процентов год, и, соответственно, стоимость арендных платежей также будет увеличиваться.
Владение островом - достаточно обыденная вещь для состоятельных слоев на Западе, но пока диковинная для российских граждан. Известны буквально единичные случаи приобретения островов нашими соотечественниками. Хотя это и не слишком дорого: цены на острова начинаются с $25 тыс. за полгектара площади где-нибудь в Карибском море у побережья Никарагуа и заканчивая $20 млн. за несколько квадратных километров в Средиземном море. Большинство островов, находящихся в частной собственности, расположены в Карибском море и в Океании. Как правило, эти входящие в состав архипелагов территории имеют площадь от 10 до 1000 га и стоят от 100 тысяч до 10 миллионов долларов, причем цена зависит не столько от размеров, сколько от местоположения. Например, на Багамах можно купить остров площадью 20 га за $700 тыс. и 11 га за $5 млн., на Таити 3 га могут стоить больше 6,5 млн., а у берегов Туамоту огромную коралловую лагуну, представляющую собой вытянутое на 5 км кольцо с полосой суши шириной в 700 метров, можно купить за 7,5 млн. долларов.
В целом для райских Карибских островков характерны размеры около 100 га и стоимость от $500 тыс. до $2,5 млн. Средиземноморские и околоевропейские острова стоят подороже, хотя бывают и такие редкие предложения, как, например, продающийся сейчас остров Эйлен Шона у побережья Шотландии, который, имея огромную площадь в 800 га, трехсотлетний замок и девственные леса, продается всего за 2,5 млн. долларов. И достаточно дороги острова у традиционных фешенебельных курортов, таких, как Фиджи.
В принципе, остров в частное владение можно приобрести в самых неожиданных для нашего обывателя местах: рядом с Нью-Йорком, в Канаде, в Адриатике близ Венеции, в озере Никарагуа у столицы г. Манагуа, не говоря уж о совсем экзотической Тасмании.
Что касается правового аспекта приобретения острова, то для большинства стран - это самый что ни на есть обычный объект недвижимости, такой же, как участок земли или строение, хотя есть и специфические нормативы, регулирующие вопросы судоходства и т. п. Приобретая остров, необходимо пользоваться услугами местных юристов, потому что любой остров находится под юрисдикцией местного государства со всей вытекающей спецификой, причем такой, какая свежему человеку даже в голову не придет. Даже в тех же США законы соседних штатов могут носить взаимоисключающий характер. Поэтому, приобретая островок в архипелаге, особенно если здесь соседствуют несколько государственных образований, нужно быть предельно осторожным: во-первых, сами госчиновники не всегда могут определить, кому же точно принадлежит необитаемый островок, потому что границы достаточно условны; во-вторых, система права может быть различна у соседей - у одних в основе лежит английская правовая система времен колонизации, у других в основе - наполеоновский кодекс.
В общем, единого порядка приобретения островов нет, как, впрочем, и нет единого порядка покупки недвижимости - это ведь разные вещи: замок в Англии, вилла в Ницце, особняк в Испании или дом в Германии. Одни страны предоставляют приобретателям недвижимости вид на жительство, а другие нет. В одних большие налоги на недвижимое имущество, в других их нет совсем.
Поэтому, при покупке острова порядок действий должен быть таков: сначала вы определяетесь по своим финансовым возможностям, а затем по месту планеты, будь то Средиземное море, Карибы или Полинезия. Когда что-то более-менее удовлетворяющее вас будет подобрано, вы решаете, подходят вам размеры и имеющаяся (или отсутствующая) инфраструктура на острове и устраивает ли вас законодательство той страны, которой остров принадлежит. Если страна вас не устраивает, то ну его к черту, этот остров, потому что игры на чужом правом поле хуже игр на минном поле, и владение райским уголком превратится в мучение с чемоданом без ручки - нести невозможно, а бросить жалко. Покупка острова - это не покупка коттеджа в Барвихе, даже при сопоставимой стоимости.
Если в целом покупка вас устраивает, то надо ехать и смотреть на все своими глазами: как на сам остров, так и на бумаги. И взять с собой денег, потому что, если вы потратите семь тысяч долларов на юриста, который посоветует не связываться с данным объектом недвижимости, то это будет не потеря, а плата за приключение и науку. А если вы, сэкономив на грамотее пару копеек, расстанетесь навсегда с семью миллионами долларов, то это уже будет трагедия. И если вы не чудом разбогатевший самонадеянный болван, то не поскупитесь взять с собой опытного российского юриста из какой-либо компании, регистрирующей оффшоры в данной юрисдикции: ведь местные лоеры могут о чем-то умолчать, а когда вы потеряете деньги или возникнут неприятности, то они вам резонно скажут: вы же нас об этом не спрашивали.
Вполне возможно также, что остров вам продают не на совсем, а на 99 лет, но вы этого можете не знать, потому что в данной юрисдикции это считается само собой разумеющимся. В общем, не скупитесь на оплату специалистов. Пожадничав, заплатите не вдвое больше, а в тысячу раз: $5000 юристу или $5000000 потерь - очень ощутимая разница.
Следующий пункт - инфраструктура. Остров-то вы купили, но как будете туда добираться? Что будете там есть и пить? Где брать электричество? Как звонить? Куда девать мусор? Откуда звать полицию или врачей, случись что?
Все эти вопросы надо прорабатывать предварительно. Катер или яхту можно приобрести начиная от $55000 и зарегистрировать в какой-либо хорошей юрисдикции, о чем мы писали неоднократно. Четырех- или шестиместный самолет можно приобрести в России. Например, идеальный для перелетов над морем двухмоторный гидросамолет Че-25 можно купить начиная от $100000 и за $5000 научиться им управлять, получив при этом международную лицензию пилота (подробнее о частных самолетах мы расскажем в ближайших номерах). Электричество можно получать от великолепных норвежских или американских ветряков стоимостью от $10000. Проблемы с питьевой водой и продовольствием решаются каждый раз индивидуально: на одних островах есть источники питьевой воды, на других нет. С одного острова вы можете плавать на надувном матрасе хоть ежедневно на соседний материк в супермаркет, а с другого за 300 км до меланезийского сельпо будете снаряжать целую экспедицию. Что касается связи, то примерно за $5000 вы можете приобрести спутниковый телефон ИНМАРСАТ величиной с ноутбук и говорить из любой точки планеты за $3 в минуту. Скоро будет внедрена система "Иридиум", и за $3000 у вас будет в распоряжении спутниковый телефон размерами с трубку обычного мобильного.
В общем, все проблемы решаются, если у вас есть желание это сделать. Многие люди их уже решили и прекрасно себя чувствуют.
Предложения на сайте
http://www.vipdeluxe.ru